В Интернете случайно увидел статью Сергея Ковалева "Черные дыры в эфире", прямо относящуюся к вопросу, интересующему меня очень давно. Связался с автором и получил приглашение добавить к его статье описание другого уникального случая, о котором и расскажу.
До перестройки на кафедре физики МИИГАиК, кроме обучения студентов, мы занимались и кое-какой научной работой, связанной с физикой моря — волнением, переносом тепла в приповерхностном слое и т. д. В июле 1983 г. случилась командировка на гидрографическое судно, шедшее из Владивостока в Петропавловск с работой в районе Курильской гряды. Сам полуторамесячный рейс особо ярких впечатлений не оставил — не было ни штормов, ни хорошей погоды — чаще всего туман, судно слегка качает в дрейфе на пологой зыби, какие-то толстые морские птицы сидят на воде и ждут очередной порции объедков... Море + 4 градуса, воздух + 6, на мокрой палубе без телогрейки делать нечего... Собственно Курилы видел дважды: галечный пустой "пляж" соседнего острова, когда туман немного приподнялся, и макушки сопок, когда туман немного опустился.
Мы со славным парнем — гидрографом Витей из Находки — жили в каюте с квадратным иллюминатором, двухярусной койкой, шкафом и 1,5 кв. м. свободной площади. От владельца каюты в прошлом рейсе в шкафу валялись черные туфли и самодельная АС со вполне исправным динамиком. Видно, он тоже был радиолюбителем. Это и натолкнуло меня на мысль собрать из запасных деталей и прочего экспедиционного барахла простенький приемник прямого усиления на СВ диапазон, дабы послушать японцев с соседнего о-ва Хоккайдо. МА в железной каюте, естественно, работать не могла, поэтому протянул провод из иллюминатора, вокруг шлюпки, и к ближайшей высокой точке — корабельной трубе. Законность сего слегка тревожила мою совесть, поэтому при случае спросил у боцмана: ничего, мол...? Боцман осмотрел меня с ног до головы с глубоким сожалением, стрельнул сигаретку, и, уходя, буркнул: "Тут лебедки бесхозные валяются, а он... проволочку...". Совесть успокоилась.
Проект удался на славу. Две японские СВ станции вещали громко и чисто (спасибо АС), но по-японски. Что было неинтересно... кроме раннего утра. Ветераны помнят, когда-то (40-е, 50-е) по 1-й программе советского радио передавали утреннюю гимнастику, и из всех репродукторов неслась бравурная игра на пианино и команды: "Руки на пояс, руки в стороны, ноги на ширине плеч...". Так вот их радио делало то же самое, под такую же музыку, но по-японски, и это звучало настолько смешно, что мы спросонья ржали в койках минут пять — отличная зарядка на весь день.
Так вот в очередное, как всегда туманное утро я протянул руку, включил приемник и... ничего не услышал. Пока встал, искал, какая пайка развалилась, и никак не мог найти, Витя уже сбегал на завтрак и сказал, что в кают-компании приемник тоже сломался — ступай, лучше тот почини, ребята просят. В мою душу закрались смутные подозрения, что это в этом мире (эфире) что-то не ладно.
Большая ламповая радиола, кажется "Беларусь", стоящая на почетном месте в кают-компании, светила шкалой, слабо шипела и фонила динамиком, но абсолютно ничего не принимала! А в прежние дни уверенно шли Хабаровск, потише - Владивосток и Магадан, и совсем громко — Петропавловск. Наскоро проглотив завтрак (белый хлеб, масло, чай и сахар без ограничений) пошел к радистам. В их "святая-святых" радиорубку меня пускали, поскольку еще в начале рейса с помощью одной неоновой лампочки подстроил им старый УКВ передатчик (ламповый, чуть повыше 146 МГц) и его дальность действия возросла со 100 м до десятков морских миль. Зауважали.
Большой приемник, Р-250 или очень похожий, со штатной корабельной антенной на ДВ и СВ тоже не принимал ничего, кроме еле слышной в CW режиме несущей Петропавловска, балла на 1,5...2. Эфир оживал только на частотах выше 3,8 МГц, первой шла мощная станция с американской базы на о. Гуам, передававшая рок-музыку для их солдат, выше по частоте японские, ближневосточные и т. д. станции, в общем, обычное КВ прохождение, никаких аномалий я там уже не заметил.
Радисты нисколько не были удивлены, объяснив эффект просто: это же Курилы! Тут такое изредка бывает — надо передать сообщение на базу, а прохождения совсем нет, поэтому связываемся на УКВ с
ближайшим рыбаком, он со следующим, и так, по цепочке, сообщение идет в Сов. Гавань, а оттуда по проводам — во Владивосток.
Дня три на ДВ и СВ было "глухо, как в танке" и лишь очень постепенно прохождение восстановилось и упомянутые станции пошли с прежней громкостью. Этот случай мне кратко удалось описать в статье "Забытая метеорология" — Радио, 2004, № 7, с. 29, 30. Публикации добивался лет шесть, если не больше... Она вызвала заметный резонанс, и один из читателей, А. К. Пастухов из Подмосковья, сам прежде увлекавшийся дальним приемом РВ станций, подарил мне зачитанную, но аккуратно переплетенную книгу Д. Н. Насилова "Радиометеорология", на которую были ссылки в статье. Цитирую со с. 98:
"При полете 9 июня 1936 г. в 20 часов над Москвой на планере... через холодный фронт имел место... случай обрыва связи. Перелетев фронт и находясь в районе Кунцева (на расстоянии около 15 км от пункта приема в Москве по прямой), планеристы были отделены от нее холодным фронтом; они не слышали московской рации, работавшей на коротких волнах, но слышали рацию Смоленска, лежащую по ту же сторону фронта, что и планер". Описан и еще ряд подобных случаев, например, потери связи на УКВ между самолетами в Арктике, как только между ними оказался облачный слой.
Д.Н. Насилов объясняет этот эффект рефракцией на слоях тумана или мощной фронтальной облачности, и в своей статье я принял это объяснение как рабочую гипотезу. Теперь, внимательно прочитав все отзывы на статью С. Ковалева, и особенно, публикацию Игоря Григорова о поглощении волн в облаках на Ай-Петринской яйле, вижу, что это объяснение еще недостаточно. Ведь далеко не всякие туманы или облачность сильно поглощают радиоволны. Нужен еще какой-то фактор, и это, как мне теперь представляется, ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ капель облаков или тумана.
Чтобы надежно поглотить радиоволны, нужен не всякий, а электропроводящий туман, который, во-первых, экранирует антенну, во-вторых, отбирает энергию проходящей волны на "раскачку" зарядов — электронов, ионов и аэрозолей, а они уже, при соударениях, рассеивают эту энергию в виде тепла. В зависимости от размеров и свойств заряженных частиц и капель вполне объяснима и частотная зависимость поглощения. На УКВ волна взаимодействует с более легкими зарядами, на ДВ — с относительно тяжелыми и т. д.
Электризация может быть вызвана разными причинами: от вспышек на Солнце до пьезоэффекта в тектонических разломах Земной коры. Но, видимо, главные причины лежат в процессах испарения — конденсации (что, в частности, приводит к электризации грозовых облаков) и в ливнях космических частиц, коих гораздо больше у полюсов, в авроральных зонах, где, соответственно, наблюдаем и больше случаев аномального поглощения.
Было бы крайне интересно сопоставить случаи аномального поглощения (пропадания приема) со скоростью электризации той самой наружной антенны, на которой пропал прием.
"Круглый стол" по воскресеньям на частоте 3606кГц в 9.00 и в 22.00 МСК (в тестовом режиме) проводит R3LDQSL бюро работает по пятницам с 18.30 до 20.00 час. г. Смоленск ул. Кирова 22"б" правое крыло 3 этаж (здание ДОСААФ).