Писатель Алексей Толстой начинает свой знаменитый роман «Аэлита» с сообщения о том, что радиостанции Европы и Америки в начале XX века принимали странные радиосигналы, доносившие голоса на неизвестном на Земле языке. Здесь инженер Алексей Толстой был предельно точен: именно такие сообщения появились в тогдашней прессе и стали своеобразной завязкой романа.
После открытия в конце XIX века во время великого противостояния Марса на его поверхности «каналов», а также ярких вспышек, которые послужили завязкой другого фантастического романа «Борьба миров» Герберта Уэллса, У большинства ученых того времени не осталось сомнений в существовании на Красной планете развитой цивилизации. И сразу появились идеи связи с ее обитателями. Немецкий математик Карл Гаусс предлагал прорубить в сибирских лесах для привлечения внимания марсиан тысячекилометровые просеки в виде гигантского прямоугольного треугольника. Венский астроном Иосиф фон Литтров для этой же цели возлагал надежды на световые сигналы: по его плану надо было выкопать в пустыне Сахара каналы в виде геометрических фигур, заполнить их нефтью и ночью поджечь. Француз Шарль Кро предлагал соорудить громадное зеркало и направить отражённый солнечный свет в сторону Марса.
Особые надежды стали связывать с открытыми в конце XIX века радиоволнами, которые были способны преодолевать любые расстояния. И вот поступило первое сообщение от знаменитого электротехника Николы Теслы: с помощью изготовленной им гигантской антенны: башни в Колорадо- Спрингс, ему удалось принять странные радиосигналы, которые тогда на Земле передавать было еще некому. 7 января 1900 года он сообщил широкой прессе: «Хотя обнаруженные мной в 1899 году электрические сигналы были слабыми и неопределенными, они внушили мне глубокое убеждение и уверенность, что скоро все люди на земном шаре взглянут на небосвод с чувством любви и благоговения, взволнованные радостной вестью: «Братья, получено сообщение из другого мира, далекого и неизвестного!» В те годы эксперименты по радиосвязи проводил в России А. С. Попов, а в Европе-Маркони. И оба этих изобретателя радио почти одновременно сообщили о регистрации ими каких-то странных радиосигналов неизвестного происхождения!
Помощник Попова Рыбкин говорил, что слышал странные голоса в эфире на неизвестном языке, которые он не смог разобрать. Специалисты тут же объяснили это наводкой на антенну голосов от расположенного неподалеку телефонного кабеля.
Маркони свое свидетельство обнародовал лишь в 1920 году. По его словам, принадлежащие его компании радиостанции еще с довоенных лет принимали странные сигналы неизвестного происхождения. Некоторые были совершенно бессмысленными, хотя и напоминали какой-то код. На вопрос репортера, не являются ли эти сигналы посланием с других планет, Маркони ответил утвердительно.
Но неизвестные сигналы принимали не только мэтры радиосвязи. После изобретения в 1913 году Ли де Форестом первой электронной лампы резко повысилась чувствительность радиоприемных устройств. Первая мировая война резко стимулировала развитие радиопромышленности, и в результате обладателями чувствительных приемников стали тысячи радиолюбителей на всех материках. Поначалу большинство из них ради любопытства слушали эфир на всех принятых тогда рабочих частотах, а также на частотах коротких волн, на которых тогда никто не работал. И сразу же появилось множество сообщений о приеме каких-то странных кодированных и даже речевых сигналов в этих «пустых» диапазонах. Разумеется, тут же появились скептики, которые объявили их проделкой шутников, изготовивших передатчики и забавляющихся тем, что посылали в эфир бессмысленные сигналы или несли в микрофон абракадабру.
С целью разобраться с подобными сообщениями, американский астроном Дэвид Тодд предложил убедить все радиостанции земного шара на время следующего противостояния Марса в 1924 году прекратить работу. 24 августа 1924 года командующий ВМФ США разослал приказ двадцати самым мощным радиостанциям своего ведомства избегать вести радиопередачи, кроме самых необходимых, и прислушиваться ко всем необычным сигналам. Такое же распоряжение было направлено и армейским радиостанциям.
Очередной сенсацией стало сообщение одного американского радиолюбителя, пристроившего фототелеграфную приставку к своему приемнику и ставшему принимать на ней во время великого марсианского противостояния какие-то абстрактные изображения.
Но вот противостояние Марса кончилось, и резко упало количество сообщений о приеме сигналов. Кое-кто из специалистов попытался объяснить эти сообщения китайской мудростью: «Если ты очень ждешь своего друга, не принимай стук своего сердца за топот копыт его коня».
Однако прошло всего несколько лет, и в газетах появилась новая сенсация - «эффект Штермера». Норвежский геофизик Штермер вместе со своим коллегой голландцем Ван Дер Полем, сотрудником фирмы Филлипс в 1928 году впервые обнаружили, что кто-то или что-то создает радиоэхо: посланные коротковолновыми передатчиками радиосигналы возвращаются обратно через промежуток времени от одной до двадцати и более секунд и даже спустя несколько минут.
"Круглый стол" по воскресеньям на частоте 3606кГц в 9.00 и в 22.00 МСК (в тестовом режиме) проводит R3LDQSL бюро работает по пятницам с 18.30 до 20.00 час. г. Смоленск ул. Кирова 22"б" правое крыло 3 этаж (здание ДОСААФ).