В первой половине XIX века существовавшие тогда семафорная связь и
световой телеграф перестали в полной мере удовлетворять потребности
общества как по протяженности, так и по времени установления связи.
Примерно в то же время стало известно об опытах Фарадея — получении
электричества при помощи катушки и магнита. Естественно, что уникальные
свойства электрического тока — возможность передавать его на большие
расстояния и электромагнитное воздействие на предметы из железа — почти
сразу же были использованы для передачи сообщений. Вскоре появились
первые системы электрического телеграфа Шиллинга, Стейнхейла, а немного
позднее, в 1837 году, — Морзе. Морзе сконструировал простое устройство
для передачи (названное впоследствии ключем Морзе) и приема
электрических сигналов по проводам, передаваемых определенным образом —
каждой букве, цифре или какому-либо другому знаку присваивалось строго
определенное сочетание длинных и коротких сигналов, а также пауз, т.е.
промежутков между ними. Составленный таким образом код в дальнейшем
получил название код Морзе, а телеграфная азбука — азбука Морзе или
просто «морзянка». Телеграфную систему Морзе, как наиболее удачную,
стали применять во всех цивилизованных странах. Она оказалась настолько
удачной, что, доработанная и дополненная, все еще активно применяется до
сих пор.
Телеграфная азбука кода Морзе в современном виде приведена в таблице.
Международный код состоит из 26 букв латинского алфавита, 10 цифр,
знаков препинания и служебных знаков. В разных странах мира
международный код дополняется кодовыми комбинациями — это буквы U (в
русском — Ю), А (Я), СН (Ч) и т.д. Кроме того, на основе знаков
телеграфной азбуки составлены коды, в которых один или несколько знаков
обозначают слова или даже целые предложения. Таков, например,
международный Q- код; коды, имеющие хождения внутри стран (Z-код,
J-код); а также международный любительский код, состоящий из набора
сокращений английских слов, значение которых они передают.
В телеграфии короткие сигналы-посылки называют «точками». Они
произносятся коротким слогом «ты» или «ти», а длинные — «тире»
произносятся более продолжительным слогом — «таа». Длительность точек и
тире — понятие относительное, она напрямую зависит от скорости передачи
кодовой комбинации знака. Так, длительность тире на большей скорости
может оказаться короче, чем длительность точки, переданной с меньшей
скоростью. Поэтому для распознавания точек и тире важно выдерживать
соотношение между их длительностями. Общепринято, что за единицу отсчета
берется длительность точки. Длительность тире — три точки, короткой
паузы между «точками-тире» в одной кодовой комбинации — одна точка,
между знаками — три точки, между группами знаков, словами, предложениями
— семь или больше точек. Иногда, при неблагоприятных условиях
проведения связи, для повышения разборчивости радиолюбители увеличивают
длительность тире относительно длительности точки, а в процессе обучения
— и пауз между знаками. Когда говорят о скорости приема или передачи,
подразумевается средняя скорость, так как она зависит от того, каких
знаков в радиограмме больше — коротких или длинных, точек или тире — и
равномерности их распределения. В радиолюбительской связи скорость
оценивается при передаче стандартного слова PARIS за одну минуту.
Изучение телеграфной азбуки включает обучение передаче на ключе и
слуховому приему телеграфных знаков. Для формирования временных
интервалов точек и тире применяется устройство (ключ Морзе), в котором
их длительность зависит от продолжительности замкнутого состояния
контактов. К контактам подключают исполнительную цепь — в процессе
обучения это обычно генератор звуковой частоты, служащий для
самоконтроля замкнутого состояния контактов. Получение больших скоростей
таким способом формирования точек-тире достигается после длительных и
систематических тренировок. Поэтому с развитием радиоэлектроники, и
особенно цифровой техники, появились простые схемы электронных
автоматических ключей, разработанные радиолюбителями. Соотношение
длительности точки и тире (1:3) выдерживается независимо от
первоначального, кратковременного замыкания контактов манипулятора. Да и
сам манипулятор в таких ключах существенно изменен — он управляется
легким движением пальцев, попеременно замыкающих один из двух контактов.
Несмотря на жесткую логику применяемых элементов, существуют схемы и с
регулируемой длительностью тире.
С увеличением скорости передаваемых сообщений до 1000 и более знаков в
минуту простые электронные ключи становятся непригодными. В этом случае
радиолюбители применяют устройства, в которых предварительно на низкой
скорости записывается телеграфный текст, а затем по мере необходимости
его по частям или полностью воспроизводят с нужной скоростью. В таких
условиях чаще всего применяют микросхемы памяти — ППЗУ или, что иногда
предпочтительнее — ОЗУ. Кроме того, в ходе обучения приему на слух
применяют устройства, формирующие как целые телеграфные знаки, так и
заранее записанные тренировочные тексты.
Под слуховым приемом в телеграфии подразумевается как
непосредственное восприятие кодовых комбинаций знаков, так и запись их
рукой или отпечатывание на пишущей машинке. Как правило, на начальном
этапе обучения для повышения эффективности и ускорения запоминания
используется одна из особенностей памяти — мнемонический прием. При этом
вместо запоминания-подсчета точек-тире в телеграфном знаке заучивают
его ритмический рисунок — мелодию звучания знака в целом. Например
вместо «ти-ти-таа-ти» (буква «ф») рекомендуется запомнить сходное по
звучанию слово «те-тя- Каа-тя» или «ма-те-маа-тик», вместо «ти»-»таа»
(буква «А») — «ай-даа» или «во-даа» и т.п.
В обобщенной таблице ниже приведены слова, рекомендованные для обучения радиотелеграфистов.
В ней каждому знаку условно присвоено слово, начальная буква которого
одинакова с буквой разучиваемого знака, а количество слогов в слове (или
в сочетании слов) равно количеству точек и тире, содержащихся в знаке.
Причем тире обозначается слогами, в состав которых входят
продолжительные по звучанию гласные А и О, а точки — слогами,
содержащими остальные гласные — И, У, Э и йотированные — Е (ЙЕ), Ю (ЙУ),
Я (ЙЯ). По данным составителя таблицы использование предложенных слов
значительно сокращает время, затрачиваемое на обучение, по сравнению с
другими вариантами. Для предварительного знакомства и разучивания
телеграфных знаков предлагается способ «восстановления» кода знака в
буквы алфавита. При этом очертание буквы (или символа) составляется из
точек и тире, содержащихся в кодовой комбинации, соответствующей этой
букве. После нескольких прочтений составленного из таких букв алфавита
телеграфные знаки легко и быстро запоминаются. Несомненно, такой способ
запоминания легче осуществить людям с более выраженной зрительной
памятью. Но чтобы научиться принимать «морзянку» на слух, все-таки
необходимо обеспечить определенную связь между звучанием, мелодией знака
и его символом. Существующие аппаратные или программные средства для
приема радиотелеграфных сообщений сложны, и потому, к сожалению, мало
пригодны для повторения большинством радиолюбителей.
|