Ведь если вдуматься в смысл работы коротковолновиков, то их можно
назвать одними из самых счастливых людей на земном шаре. Уж что-что, а
одиночество им никак не грозит. Общаются они ежедневно, причем среди
корреспондентов можно встретить и таких экзотических особ как членов
королевских домов, сенатора из США, кардинала из Ватикана, футболиста
клуба «Манчестер Юнайтед». Обычно радиолюбители знают друг друга только
по позывным, гораздо реже — по именам и довольно редко — лично.
Встречаясь с корреспондентами в эфире, мы представляем их себе только по
операторскому мастерству, по качеству работы аппаратуры и, что не менее
важно, по тактичности поведения.
Пожалуй, самой характерной чертой работы коротковолновиков в эфире
является предельная вежливость, корректность по отношению к коллегам. В
первую очередь это сказывается на содержании «разговора», немыслимом без
приветствия и благодарности за установление связи вначале и
многочисленных добрых пожеланий и вежливого прощания в конце». Да, это
так, и радиолюбители старшего поколения, к которым относится автор этих
строк, могут подтвердить слова И.В.Казанского. Достаточно послушать на
частоте 7095 кГц разговоры наших ветеранов — «пионеров», как они сами
себя называют. Здесь вы никогда не услышите грубых выражений,
необоснованных обещаний. Все делается предельно вежливо, корректно,
по-деловому.
Однако, к великому сожалению, за последние годы, наряду с положительными
моментами, о которых говорилось выше, все чаще и чаще можно встретиться
с их полной противоположностью: вместо атмосферы вежливости и уважения
друг к другу раздаются прямые оскорбления, брань, и что особенно
нетерпимо, непечатные выражения. Некоторые любители уже при первой
встрече начинают вести себя вызывающе, непомерно хвастаясь и выставляя
напоказ свое благополучие в деле приобретения дорогих и престижных марок
трансиверов зарубежных фирм. Другие начинают сулить своим
корреспондентам золотые поры, заранее зная, что они не в состоянии
выполнить свои обещания. Мне трудно понять таких любителей: для чего они
это делают? Ведь рано или поздно обман раскроется, и какими глазами они
будут смотреть на своего корреспондента при непосредственной встрече? А
то, что мир тесен, как мне кажется, уже убедились многие
коротковолновики. Благо, сейчас проводится немало конференций, выставок,
встреч. Во всяком случае, мои учителя в детстве и юности всегда внушали
одно: «Никогда не давай необоснованных обещаний. — Однако если дал
слово, то сдержи его, чего бы тебе это ни стоило». Хорошее правило!
На один весьма интересный факт обратил внимание В.Сидоров, EU1SA, в:
«Одним из «ужасов» русскоговорящего эфира является фраза «У меня к Вам
нет вопросов». Вслушайтесь: ведь этим вы говорите своему собеседнику,
что вам не о чем с ним разговаривать. Эта фраза, по меньшей мере,
невежлива. Зачем же вы вызывали эту станцию? На этот вопрос есть
очевидный ответ: вы вызывали эту станцию, потому что хотели провести с
ней радиосвязь». Так проведите эту связь нормально. Почему бы не
поинтересоваться какая антенна, аппаратура и микрофон у вашего
собеседника. Ан нет, все больше и больше мы слышим, что вопросов у
многих наших операторов «не будет»; и продолжается набор связей в так
называемом «телеграфном стиле».
Такой стиль вполне понятен при работе в соревнованиях или с редкими DX станциями, но только не при повседневной работе в эфире.
Проводя радиосвязи на низкочастотных диапазонах, можно очень часто
столкнуться с феноменом, получающим все большее распространение и
являющимся характерным именно для наших радиолюбителей: через некоторое
время после начала связи, особенно если она проводится не в «телеграфном
стиле», на твоей частоте начинает звучать «тональник», либо «хрюканье»,
«продувание» в микрофон и т.д. В общем, все делается для того, чтобы
помешать нормальному проведению радиосвязи. Печально, что подобная
«практика» имеет тенденцию к расширению. Что это: хамство, бескультурье
или просто нарушенная психика? Даже и не знаешь, какое определение
подобрать.
И, наконец, еще об одном явлении, сплошь и рядом наблюдаемом на
низкочастотных диапазонах. Это — когда работая с одним корреспондентом
из какого-либо города, тебе в нагрузку предлагают так называемую
«группу». При этом, заметим, тебя не спрашивают, хочешь ли ты
разговаривать с этой «группой». Сразу же для связи приглашается, к
примеру, Вася, затем Миша, после этого Гриша и т.д.
Несколько раз я пытался выяснить, в чем прелесть «групповой работы» и
для чего любители собираются в эти «группы». В ответ часто слышал нечто
невразумительное, вроде того, что в данном городе несколько
радиолюбителей, которые привыкли работать вместе. Простите, я провожу
связь с определенным корреспондентом и совершенно не нуждаюсь в 3-х или
4-х позывных из этого города или региона. Элементарный такт требует
спросить меня, хочу я работать с вами или нет?
Таким образом, как мне представляется, можно сделать вывод о том, что
в радиолюбительской практике, как и в любой другой сфере человеческого
общения, сложились определенные нормы поведения. Без соблюдения этих
норм мы не можем работать на различных диапазонах, не считаясь друг с
другом, не налагая на себя определенные ограничения. И здесь очень
важная роль принадлежит этикету.
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру
поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в
обществе (в нашем случае, в радиолюбительской практике).
Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они
носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей
(радиолюбителей) считать общепринятым, а что нет. Умение правильно
вести себя в эфире имеет очень большое значение: оно облегчает
установление радиосвязей, способствует достижению взаимопонимания между
любителями, создает хорошие взаимоотношения в эфире.
Данная статья является своего рода приглашением для читателей журнала
к разговору о радиолюбительском этикете. Мы надеемся, что опытные
любители смогут высказать свои соображения и замечания на эту важную
тему.
|